3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Удобная садовая тележка своими руками

Содержание

Удобная садовая тележка своими руками

Для изготовления этой легкой и удобной тележки — незаменимого помощника огородника и садовода — потребуется лишь то, что и так найдется в любом дачном или сельском хозяйстве. Зато послужит она на любых вспомогательных работах: доставленный на участок груз перекинуть в нужное место, посадочный материал подвезти, за водой с канистрами съездить.

Благодаря велосипедным колесам у нее лучшая, по сравнению с тачкой, проходимость, а съемная стенка делает ее самосвальной при разгрузке сыпучих материалов — песка, перегноя, земли.

Кузов садовой тележки

Он собирается из подходящих остатков строительных материалов. Проще всего, конечно, использовать фанеру, даже тонкую. Ее можно брать в два слоя, скрепляя их между собой по краю гвоздями в загиб или склеивая любым имеющимся клеем или старой жасляной краской. Такой кузов легче. Но возможны и щитовые днище и борта — из ДСП или тонких досок типа вагонки, сплоченных в единую плоскость на поперечных брусках.

Верхние и вертикальные кромки бортов, а также верхняя кромка съемной стенки кузова для прочности окаймляются П-образным дюралюминиевым профилем. Таким же способом укрепляются передняя и задняя кромки днища. Остальные кромки щитов специального усиления не требуют, так как борта с днищем соединяются металлическими уголками 30x30x3 мм. Уголки устанавливаются и на стыках бортов со съемной стенкой (с некоторым отступом от бортов, чтобы образовались пазы для вставки стенки). Стенка, таким образом, оказывается между торцами бортов и уголками и не требует дополнительного крепления.

Кроме того, ее верхняя окантовка на концах выполнена в виде крючков, для соединения с уголками «в замок».

Чертежи, размеры тележки

Ходовая часть тележки

После того, как кузов собран, можно приступать к монтажу ходовой части. Подбираются два одинаковых велосипедных колеса (лучше передних). Если есть сварочный аппарат, то их оси привариваются встык к металлическому прутку, который выполняет роль общей оси.
Если сварка недоступна, то у колес разбираются осевые втулки, колеса надеваются на общую ось и фиксируются гайками с шайбами (если конце-вики резьбовые) или шплинтами на концах оси.

Перед насадкой осевые втулки обильно заполняются густой смазкой (например, солидолом).
Ось крепится к уголкам кузова металлическими полосами: на концах каждой из них сверлятся отверстия, затем полосы овивают ось и привинчиваются болтами или, в крайнем случае, шурупами. Место крепления оси подбирается так, чтобы оно оказалось на расстоянии примерно одной трети длины тележки, тогда весовая нагрузка на руки, с учетом наклонного положения тележки во время транспортировки груза, будет меньше.

Ручка и опора для садовой тележки

Для изготовления ручки и опоры тележки подойдут газовые или водопроводные трубы. Их П-образная форма может быть получена на стандартном трубогибочном устройстве или на предварительно изготовленном деревянном шаблоне, одинаковом как для ручки, так и для опоры. Концы труб лучше заглушить пробками или крышками.

Перед установкой на тележку обе детали тщательно зачищаются и окрашиваются масляными красками (предпочтительно ярких тонов).
Ручка крепится к бортам тележки болтами, причем желательно, чтобы их было не меньше трех, а концы ручки заходили чуть дальше места крепления оси колес.

Опора фиксируется на бортах ближе к их передним кромкам, тоже болтами с гайками наружу, с таким расчетом по высоте, чтобы установленная под загрузку тележка принимала горизонтальное или слегка наклоненное вперед положение.

Виды садовых тележек, достоинства и недостатки видов

Существует несколько видов садовых тележек. Сейчас мы рассмотрим каждый из них, расскажем о достоинствах и недостатках каждого вида.

Первым, и самым простым видом садовых тележек является одноколесная тачка. Конструкция такой тележки довольно проста. Она имеет свои преимущества и недостатки. Например, одноколесной тележкой легче управлять, она более маневренная, но в то же время она будет неустойчивая – есть огромная вероятность опрокидывания тележки вместе со всем грузом. Такие тележки просто незаменимы на участках с неровным рельефом или с ограниченным местом для разворота.

Второй вид – это двухколесная садовая тележка. В такую тележку можно погрузить значительно больше груза, и это почти никак не отразиться на усилии, которое нужно будет приложить, чтобы привести её в движение. Это условие выполняется за счет распределения груза на ось тачки. Такая тележка имеет свои технические недостатки. Тачкой сложнее управлять, она менее маневренная (если сравнивать с одноколесной), очень трудно будет тащить тачку по неровной поверхности. В данной статье мы рассмотрим, как сделать именно двухколесную тачку своими руками.

Так же есть четырехколесные тачки. Но, они не пользуются большой популярностью. Такими тачками просто невозможно нормально управлять, они занимают много пространства, и не по каждой тропинке смогут проехать. А в саду, как мы знаем, главное маневренность и проходимость. Оптимальным вариантом для сада будет именно тачка с двумя колесами.

Читать еще:  Водородная горелка своими руками

Как самостоятельно сделать садовую тележку

Садовая тележка с широким вместительным коробом и решетками для наращивания бортов сделанная своими руками из подручных материалов, станет незаменимой помощницей в период строительства, сбора урожая и разнообразных других работ. Помимо обычных функций она может выполнять и другие. Небольшие модернизации превратят ее в своеобразный комбайн, совмещающий целый ряд различных операций. Но, разумеется, вы получите безмоторный агрегат, рассчитанный только на вашу собственную силу.
Единственная деталь тележки, которую при постройке не надо будет делать, но не составит труда найти готовую — это колеса. Лучше всего подойдут от велосипеда или мопеда. В зависимости от их типа под втулку подбирается и ось соответствующего диаметра. Остальные детали довольно просто изготавливаются самостоятельно.

Из толстой фанеры, лучше водостойкой, перво-наперво сбивается короб тележки. Для большей прочности он усиливается металлическими уголками, которые ставятся по периметру дна. На оси тележки короб крепится с помощью несущих деревянных брусков и уголковых фиксаторов; смещению вдоль нее препятствуют ограничивающие гайки. Ручка и подставка сделаны из трубок одного диаметра.

При сборке не забудьте сначала поставить на ось бруски, скрепить их с дном короба, навернуть на ось до упора фиксирующую гайку и лишь затем надевайте и крепите уголковый фиксатор.

Во время работы часто возникает необходимость увеличить высоту бортов — нарастить их. В таких случаях воспользуйтесь решетками из деревянных брусьев; их вертикальные стойки вставляются в гнезда на стенках короба. Скобы гнезд изготавли­ваются из узких металлических полос и крепятся болтами к внутренним стенкам короба — по четыре к каждой.

Эта же тележка — картофелесажалка

Снабдив тележку дополнитель­ными устройствами, нетрудно при­способить ее и под посадку — например, картофеля. Для этого потребуется изготовить лишь бункер и высаживающий барабан. Для их установки необходимо снять часть дна короба. Поэтому его лучше собирать из трех продольных полос, средняя снимается, и в эту щель снизу вставляется барабан, насаженный на ось тележки. Он должен иметь карманы — вырезанные секторы, куда из бункера будут попадать клубни. Размеры карманов и их количество зависят от величины клубней и интервала посадки: ре­гулируются они с помощью вставных прокладок. Еще удобнее иметь сменные барабаны. Для быстрого закрепления на оси в них делаются два паза — поперечный и радиальный. В первый вкладывается упорная пластина с отверстием под винт (ось тележки должна иметь резьбовое углубление), а сам винт ставится через радиальный паз.

Продолжаем универсальность. Тачка плюс.

Различные варианты изготовления и использования самодельных тачек

Тачка-самоделка с одним колесом (от велосипеда) удобна для перевозок между грядками различных грузов — земли, навоза, компоста. Правда, для таких целей в последние годы стали выпускать мотоблоки, однако не каждому они по карману.
Для ручек можно взять трубы диаметром 20 мм. К концам продольных труб привариваются уголки, предварительно сделав в них вырезы (как у вилки велосипеда) для крепления колеса. Снизу из таких же труб привариваются стойки. Площадка и вертикальный щиток — из легких досок (можно из металла или поставить ящик). На такой тачке можно возит грузы до 70 кг по бездорожью, в грязь, в снег. Правда, при пользовании одноколесной тележкой высока нагрузка на руки, но эта погрешность, к сожалению, неустранима. Зато преимущества (удобство работы, вездеходность) компенсируют недостаток.

Простая одноколесная тачка

а, б — компоновочная схема, вид сбоку и сверху
1 — рычаг; 2 — рукоятка; 3 — ребро; 4,5 — основание; 6 — накладка; 7 — стойка; 8 — планка; 9 — стояночная стойка; 10, 11 — поперечная косынка; 12 — опора; 13 — кузов; 14 — колесо);
в — раскрой заготовок для кузова;
г — компоновка кузова;
д — сборочная схема шасси;
е — чертеж колесного узла
(1 — резиновый обод; 2 — крышка; 3 — обойма; 4 — подшипник № 204; 5 — ось; 6 — втулка; 7,8 — винты М5; 9 — гайка М20; 10 — гайка М5)

Надоело таскать шланг? Все просто, шлангу -колеса

Тележка — складыш

Можно было бы назвать ее по-другому: тележка, которая не занимает много места. Перевез что надо, сложил, поставил в сарае у стенки — и не видно ее за другими вещами. Удобно и сделать просто. Надо лишь точно раскроить материал — фанеру толщиной 4 — 6 мм или листы дюралюминия. Задняя стенка основная — она крепится к трубчатым ручкам. По ее боковым сторонам на петлях ставятся борта, а внизу, у оси тележки, тоже на петлях, — передняя стенка. Для скрепления бортов можно поставить любые задвижки, вплоть до оконных, даже крючки. Важно, чтобы борта плотно состы­ковывались со стенками, создавая устойчивую конструкцию.

Когда тележку складываете, лучше сначала уложить борта.

Самодельная металлическая тачка

Отличным вариантом может стать тележка, сваренная из листа металла, толщиной в 2 мм. Первоначально из листа собирается кузов, после чего к нему приваривают ходовую часть и ручки. В зависимости от предполагаемой нагрузки на готовое изделие, для него могут быть использованы колеса от мотоцикла, мопеда и даже велосипеда.

Удешевить изделие можно, если его короб сделать, например, из старой железной бочки. Начинать работу лучше с изготовления несущей конструкции в виде буквы «А». Для неё подойдёт нетяжелый металлический профиль (квадрат, труба). Носовая часть конструкции снабжается колесом, а её ответные элементы будут использоваться в качестве ручек.

Читать еще:  Пластиковые откосы своими руками (иллюстрированное руководство)

Грузовая «автоколонна»

Этот «агрегат» верой и правдой прослужил мне 10 лет. Сколько я бревен на нем перетаскал из непроходимых зарослей, даже не подсчитать. Самое главное, что ход у него был удивительно легкий (даже с грузом), а маневренность и управление так и вовсе оказались выше всяких похвал. Переворачивался он крайне редко, так как центр тяжести бревен располагался низко, а узкая колея позволяла провозить даже в глухой чаще длинные стволы (при том, что шарикоподшипники значительно снижали тяговое сопротивление).

Фотографии этой тележки у меня нет, как нет сейчас и ее самой – или она пошла по соседям, или я когда-то забыл спрятать ее в сарай, когда уезжал с дачи в город, и кто-то ее подобрал. В случае, если я ее все-таки отыщу, обязательно сфотографирую и пришлю снимок.

Может возникнуть законный вопрос: а для чего мне та, самая первая заводская двухколесная тележка с большими пневмоколесами? По молодости вовсю возил на ней песок, кирпичи, навоз, торф, грунт, сапропель. А сейчас она мне уже не по зубам – тяжела. Но все равно мне очень нравится.

Подводя итог, хочу отметить, что у дачника должен быть полный набор дачных кузовных тележек (одноколесных и двухколесных), чтобы можно было перевозить по участку грузы круглый год, не надрываясь и не повреждая посадки, ягодники и деревья. Особенно это важно, когда занимаешься не только садом-огородом, но и строительством, ремонтом или обустройством участка, ведь в этом случае приходится перемещать уму непостижимое количество различных материалов. И тут еще надо не упускать из виду, что тележки могут выходить из строя, и тогда наличие запасных станет настоящим спасением.

Выбор чертежа и особенности конструкции

Как сделать садовую тележку своими руками? Из всего многообразия конструктивных элементов садовых тележек для самостоятельного изготовления следует выбрать те, которые будут несложны в изготовлении и удобны в пользовании.

Трех- и четырехколесные конструкции больше подходят для небольшой фермы с ровными полами и широкими проездами.

Для сада с его узкими проездами между грядок и кустов лучше всего подойдет тачка небольшой грузоподъемности или двухколесная тележка, рассчитанная на грузы побольше.

Деревянная тачка проста в изготовлении. Получится несколько громоздкая, но прочная и надежная конструкция. Материалы для нее обойдутся в несколько сотен рублей, если они не ждут своего часа под навесом. Важно помнить, что ее придется периодически пропитывать составом от гниения или подкрашивать.

Металлическая двухколесная тележка обойдется несколько дороже. Для сборки потребуются сварочный аппарат, болгарка и навыки работы с ними. Прочная конструкция прослужит много лет.

Рассмотрим изготовление этих двух моделей подробнее. Первая колесная тележка, изготовление которой будет описано- – одноколесная тачка из дерева.

Сделать самому или приобрести

Самый первый вопрос, который следует задать в нашей ситуации – стоит ли «изобретать велосипед»? Может лучше купить уже готовый инструмент?

Для начала зайдите в первый строительный интернет магазин, который выдаст вам поиск Google и посмотрите цены. В розницу, разумеется покупать дороже, чем делать ее самому, но не настолько, чтобы полностью отбрасывать такой вариант.

Сравнив цены и оценив свои собственные силы, которые потратятся на изготовление собственной тачки можно прийти к определенному выводу – своя тележка выйдет недорого, если вам не нужно покупать материал для изготовления, а у вас в хозяйстве все есть, и вы задаетесь единственным вопросом как собрать ее из того что есть. В противном случае проведение работ будет невыгодным.

В том же самом магазине цена колес колеблется от 400 до 5000 рублей.

Однако, если вы в душе рукодельник и получаете удовлетворение от такого рода ручной деятельности, то почему бы не попробовать.

Виды тележек

В зависимости от количества колес тележки могут быть двух видов:

  1. Приспособление для перемещения грузов с одним колесом называют тачкой. Для ее перемещения достаточно узкой дорожки, она маневренна и надежна. Чтобы освободить тачку от груза, достаточно нажать на две продольные ручки и наклонить ее в сторону. Однако для перемещения тяжелых грузов использовать тележку с одним колесом не очень удобно. Чтобы сохранить равновесие, потребуется немалая сила. Также не очень удобно перемещать ее по земле или песку, так как вся нагрузка приходится на колесо, которое проваливается и застревает в мягком грунте.
  2. Более солидное приспособление, оборудованное 2-4 колесами, называется тележкой. Она устойчива, поэтому на ней можно перевозить различные тяжести. Единственным ее недостатком является то, что для ее передвижения нужны широкие дорожки.

Выполнены тачки могут быть из различных материалов. Для перевозки грузов в саду и огороде используют деревянные приспособления с одним колесом. Для строительных работ лучше всего использовать металлические тележки.

Конструкция дачной тележки может быть разной. Своими руками ее можно оборудовать съемными держателями, ящиками, крепежами. После такой трансформации перевозить на ней можно будет не только объемные грузы и предметы, но и мелкие детали, воду в баках, крепежи, метизы.

Вариант #1 – прочная и простая деревянная тачка

Садовую и строительную тачку можно купить в каждом магазине. Но незачем зря тратить деньги, если можно сделать её самостоятельно? Чертежи для сооружения деревянной тачки не понадобятся: изделие несложное и не требует значительных расходов материала. Если чего-то не хватит, в процессе работы всегда можно докупить.

Совет. При сооружении садовой тачки нужно отдавать предпочтение твердым сортам древесины: вязу, березе, дубу или клену. Такой материал прослужит долго и будет надежен в эксплуатации. Хвойные породы лучше не использовать.

Изготавливаем монтажную раму

Из строганных дощечек собираем короб – основу изделия. Размеры выбираем исходя из собственной физической подготовки и потребностей хозяйства. В нашем примере ширина короба составляет 46 см, а его длина – 56 см.

Читать еще:  Противоугонное устройство своими руками

Короб и колесо будут укреплены на монтажной раме – главной опорной части тачки. Для её сооружения нам понадобятся два бруска толщиной в 3-5 см и длиной 120 см каждый. Эти же бруски мы будем использовать и в качестве рукояток для тачки. За их концы удобно держаться, чтобы перемещать грузы по территории участка.

Важно правильно выбрать древесину для тачки: мягкие породы дерева сильнее поддаются гниению, больше деформируются в процессе эксплуатации и, в итоге, прослужат мало

Бруски укладываем на стол, соединяя передние концы друг с другом. Противоположные концы брусков раздвигаем на расстояние ширины собственных плеч. На соединенные концы сверху помещаем брусок меньшего диаметра. На фотографии он изображен другим цветом. Его нужно очертить карандашом, оставив на брусках рамы параллельные линии. Так мы размечаем место, где впоследствии к брускам будет монтироваться колесо. По проведенным линиям у брусков делаем спилы ножовкой или циркулярной пилой так, как показано на фото.

Колесо тоже будет деревянным

Колесо диаметром 28 см мы тоже будем делать из древесины. Берем шесть хорошо оструганных дощечек с размерами 30х15х2 см. Склеиваем их в квадрат так, как показано на рисунке, при помощи клея ПВА. Держим под прессом примерно сутки: до полного высыхания клея. На поверхности квадрата размечаем круг. Дополнительно скрепляем будущее колесо саморезами по дереву. Высверливаем колесо, ориентируясь на внешнюю часть разметки. Шероховатую поверхность обода обрабатываем при помощи рашпиля.

Если вы делаете тачку для работ в саду, то лучше купить готовое колесо (металлическое с резиновой шиной). А если делаете декоративную тачку, то лучше дерева ничего не подойдет

Монтируем раму и колесо

Возвращаемся к монтажной раме. Два бруска соединяем между собой при помощи распорки. Её нужно установить так, чтобы между передними концами брусков (тех, что спилены изнутри) поместилось колесо. При ширине колеса в 6 см, расстояние между концами брусков должно быть 9 см. Исходя из этих соображений, определяем размер распорки, запиливаем её концы и прикрепляем к брускам саморезами.

Для монтажа колеса нам понадобится металлическая шпилька с резьбой длиной 150-200 мм, 4 гайки и 4 шайбы. Все диаметром 12-14 мм. На концах брусков высверливаем отверстия для этой шпильки. Ровно посередине нашего деревянного колеса сверлим отверстие, которое чуть превышает диаметр шпильки.

Точно так же корпус в тачке из металла приваривается к её монтажной раме. Основные приёмы работы одинаковы и не зависят от используемого материала

Один конец шпильки просовываем в отверстие на одном из брусков. Устанавливаем на шпильку шайбу, потом гайку, потом колесо, затем ещё одну гайку и шайбу. Продеваем шпильку через второй брус. Закрепляем колесо с наружной стороны брусков шайбами и гайками. Шпильку надо жестко закрепить на брусках, поэтому затягиваем крепление двумя гаечными ключами.

Осталось собрать готовое изделие

На перевернутый вверх дном короб помещаем монтажную раму с колесом так, чтобы колесо не касалось короба. Отмечаем положение рамы на коробе карандашом. Делаем два клина во всю длину короба толщиной 5 см, а шириной 10 см. Кладем их на карандашные линии и прикрепляем к поверхности короба саморезами со стороны дна изделия. К этим клиньям тоже саморезами прикрепляем раму с колесом.

Осталось установить распорку, которая жестко скрепляет между собой стойки. Тачка готова, можно порыть ей олифой и использовать в работах

Делаем подпорки-скобки, чтобы тачку было удобно ставить при погрузо-разгрузочных работах. Подбираем их длину такой, чтобы при установке на них короб располагался параллельно земле. Жесткое соединение стоек обеспечивает брусок-распорка, прикрепленный так, как показано на фотографии. Осталось покрыть готовое изделие олифой, чтобы тачка прослужила вам верой и правдой много лет.

Тачка из дерева служит долго на радость владельцам, но и после выхода изделия из строя оно не захламляет, а украшает участок в качестве креативного цветника

Кстати, такая тележка смотрится достаточно декоративно и способна украсить собой любой участок, если в работе она уже больше не понадобится.

Способы усиления одноколесных садовых тачек

Если тележка была выбрана неправильно или утратила хорошие эксплуатационные свойства со временем, ее можно усилить. Для крепления рукояти к кузову используются болты, четыре из которых находятся на его задней стенке, а еще два – в районе дна короба. Если открутить их, вы сможете снять кузов и колесо. После этого корыто можно укрепить металлическим листом. Вырежьте из него элемент, по размеру и форме соответствующий кузову тачки, закрепите и загните его на коробе, а потом соберите конструкцию.

Чтоб не ошибиться с длиной детали, используемой для усиления, нужно измерить расстояние от начальной точки днища до задней стенки кузова, в которой остались отверстия от болтов. К полученному значению прибавьте 10 или 12 см – это позволит вам без труда загнуть края листа. Готовый металлический лист прижимают к коробу, потом в местах соединения высверливаются специальные отверстия, и кузов устанавливается на предназначенное для него место.

Для усиления и ремонта бортов также можно использовать металлические элементы (полоски оцинкованной стали) или монтажную ленту. Края полосы загибаются по всему периметру киянкой и закольцовываются. Для фиксации усиливающих элементов используются клепки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector