Шлемы Древней Греции
Шлем греческого Гоплита своими руками
В древности греки называли шлемы словом, используемым для названия шапки из собачьей кожи — κυνέη (дословно «собачья») [1] . У Гомера в «Илиаде» словом κυνέη обозначены как шапка, так и всякий шлем, кожаный или металлический, но без налобника, нащёчников и султана. Словом κόρυς Гомер называет собственно медные шлемы с нащёчниками и султаном из конских волос. По происхождению κόρυς родственно слову κέρας «рог» [2] , возможно из-за рогов или форм плюмажа, используемых для украшения первых шлемов.
Геродот, описывая одеяния и вооружения персидских полчищ (кн. 7), говорит о лисьих шапках (шлемах?) на головах фракийцев. Также он говорит о кожаных шлемах других племен. Значит ещё в начале V в. до н. э. такие шлемы не были экзотикой. Шапки из войлока, шкур и кожи укрепляли пластинами железа, костями, клыками, деревом, любым достаточно прочным материалом, не требующим особых навыков в ремесле (см. статью «Шлем из клыков»). Позже стали сгибать по форме головы бронзовые пластины, охватывающие подкладку из того же войлока и кожи. Шлемы героев Троянской войны сильно отличались от тех, которые рисовали греки 6 веков спустя на вазах и состояли из 4 пластин (или «блях» в переводе на русский), да и те шлемы изготовлены были не греками. Вот описание Гомером шлема Ахилла: [3]
Шлем на главе его, четверобляшный,
Зыблется светлый, волнуется пышная грива златая.
κόρυθι δ᾽ ἐπένευε φαεινῇ τετραφάλῳ· καλαὶ δὲ περισσείοντο ἔθειραι χρύσεαι
Ввиду примитивной конструкции составной шлем древности дошёл да нашего времени в 1-м, может 2 экземплярах. Первые цельнометаллические шлемы появились в Греции с XV в. до н. э. В музее Ираклиона на Крите хранится частично сохранившийся бронзовый шлем той эпохи с удлинёнными нащёчниками и заострённым кверху кумполом с навершием для крепления, видимо, украшения из конского хвоста. [4]
После Троянской войны (на рубеже XIII—XII вв. до н. э.) случилось переселение народов. В Элладе настали «темные» века, и племена греков утеряли даже письменность, не говоря о ремесленных навыках. Первые найденные бронзовые шлемы в Элладе 1-го тысячелетия до н. э. датируются VIII в. до н. э. и воспроизводят формы ассирийских шлемов с прямоугольным вырезом для лица, сформированном широкими треугольными нащёчниками, заострённым кумполом и высоким навершием с украшением в виде бронзовой дуги. Условно такие шлемы называют коническими [5] . После исчезновения навершия и сглаживания кумпола к полусферической форме внешний вид шлема приближается к иллирийскому типу.
Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит
В VIII веке до н.э. в Греции начался длительный период подъёма, сопровождавшийся появлением ряда крупных городских центров, развитием городского ремесла и сельского хозяйства. Социальной структурой общества в это время становится гражданская община-полис. Он представлял собой союз взрослых мужчин, земледельцев и воинов, населявших небольшие долины, на которые горными грядами была расколота страна. Политическая и военная организация полиса совпадали: гражданин был одновременно земледельцем и воином, обязанным защищать свою родину с оружием в руках.
Основой военной организации греков в это время являлась фаланга, которая представляла собой плотный пехотный строй тяжеловооруженных воинов, объединённых друг с другом общностью происхождения, родственных и соседских связей. Её эффективность на поле боя в большей степени определялась совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом отдельных воинов. Мужество и военная доблесть заключались в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю со своими боевыми товарищами. Победа в этих условиях также обезличивалась, становясь атрибутом всех воинов, что содействовало укреплению между ними отношений равенства и демократической политической организации.
Снаряжение сражавшихся в рядах фаланги воинов зависело от их социального происхождения. Богатые граждане служили в коннице, средний класс – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки – в легковооруженной пехоте. Стандартное снаряжение тяжеловооруженного пехотинца, или гоплита, состояло из щита, шлема, доспеха, поножей, пары копий и меча. В новом интерактивном спецпроекте Warspot рассказывает об оружии и снаряжение греческих гоплитов VII – VI веков до н.э.
Вооружение и части снаряжения гоплита обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.
Панцирь
Появление двустворчатой кирасы в Греции относится еще к Бронзовому веку. Широкое распространение она получила в VIII – VI веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости по-настоящему массовым типом доспеха панцирь не стал, поскольку испытывал сильную конкуренцию со стороны льняных доспехов. По современным представлениям, такой панцирь носили лишь 10 процентов воинов, сражавшихся преимущественно в первых рядах фаланги. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг.
Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.
Поверхность доспеха полировалась и начищалась до зеркального блеска. Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. При ношении такой доспех несколько сковывал движения. В то же время он был достаточно легок, обеспечивал защиту от метательного оружия и надежно защищал тело воина в рукопашной схватке.
Греческие шлемы VIII – VI веков до н.э. постепенно приобрели закрытую форму. Их характерными элементами являлись глубокий назатыльник, широкие нащечники, а также наносник, составлявшие единое целое с куполом. Такой шлем почти полностью закрывал голову, скулы и лицо воина, оставляя лишь глазные прорези и широкую щель для дыхания. В бою шлем обеспечивал своему владельцу надежную защиту от самых различных ударов. Большое количество археологических находок шлемов и изображений на вазописи свидетельствует о широком их распространении среди воинов.
Самые ранние модели шлемов изготавливались из двух или более половин, сваривавшихся друг с другом вдоль линии гребня. Постепенно мастера-оружейники научились создавать гораздо более надежные цельнокованные шлемы, приобретавшие со временем все более сложную и изящную форму. Толщина бронзы в разных частях шлема могла колебаться от 1,5 до 3 мм, его масса составляла 5 кг.
На голове шлем носили с мягким подшлемником, для крепления которого по всему периметру вдоль края проделывалась серия близко расположенных отверстий. На более поздних находках подобных отверстий нет: возможно, подшлемник мог просто приклеиваться к внутренней поверхности шлема.
Из-за плохой вентиляции и слышимости перед боем шлем носили высоко на макушке головы, опуская его на лицо лишь непосредственно перед атакой.
Гребень
Украшением шлема служил высокий гребень, изготавливавшийся из конского волоса. Гребень визуально увеличивал рост воина, придавая ему грозный, устрашающий вид. Для крепления гребня использовался съемный держатель, который, скорее всего, делался из дерева. Его вид известен по вазописи, рельефам и скульптурным изображениям. К поверхности шлема гребень крепился посредством системы петель и прорезей, которая в большинстве случаев оказалась утраченной.
Важнейшим элементом защитного снаряжения гоплита был щит, который имел круглую, слегка выпуклую форму и диаметр 0,8 – 1 м. Такой щит надежно прикрывал корпус воина от подбородка до колена, а также пространство слева от него, где мог располагаться легковооруженный напарник. Внутри полости щита находились две рукояти. В центральную рукоять – порпакс – просовывалась рука до локтя, у обода щита находилась другая рукоять, – антилабе, – которую он держал кистью. Таким образом, вес щита равномерно распределялся по левой руке и плечу.
Изготавливали щит из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи его обтягивали бычьей кожей, а также иногда покрывали листовой бронзой. Чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне, а также обод. Декор щита мог быть очень роскошным и включал иногда целые композиции фигур, выполненных из металла, слоновой кости и эмали.
Вес современной реконструкции щита колеблется от 7 до 10 кг. Дома и в походе щит хранился в кожаном чехле, в котором он мог носиться за спиной на погонном ремне.
Поножи
В VII веке до н.э. поножи были короткими и не закрывали колена. Они имели простую форму и крепились к ноге посредством пары ремней. В VI веке до н.э. эта деталь доспеха достигла полной длины от колена до подъема стопы. В это время им также стали придавать анатомическую форму, позволявшую поножам более плотно сидеть на ноге. Лишь сзади оставалась узкая щель, необходимая для их надевания.
Чтобы плотно закрепить доспех на ноге, его обвязывали двумя ремнями, один из которых проходил под коленным выступом, другой в области щиколоток.
Развитие формы греческих мечей VII–VI веков до н.э. следовало за прототипами эпохи Бронзового века. Меч этого времени имел прямой обоюдоострый клинок листовидной формы. Его длина не превышала 60 см, в нижней трети лезвие слегка расширялось. Клинок имел ромбовидное сечение и короткое острие. Рукоять состояла из пары деревянных плашек, заклепками крепившихся к рамочной основе. В наиболее роскошных экземплярах она изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Перекрестье у меча отсутствовало.
Меч являлся преимущественно колющим оружием, его острием противника старались поразить в лицо, горло или верхнюю часть груди. Такая техника фехтования была предпочтительнее по совершенно прозаичной причине. Из-за несовершенства металлургии мастера часто перекаливали клинок, который становился от этого хрупким. При сильном ударе меч мог просто переломиться пополам.
Меч носили в деревянных, обтянутых кожей ножнах, с костяной бутеролью (нижней частью) и массивным окончанием. Ножны подвешивались к перевязи и носились высоко под мышкой на левом боку.
Копьё
Вазопись VII–VI веков до н.э. изображала воинов вооруженными двумя копьями, одно из которых они метали, а второе использовали в рукопашной схватке. С распространением гоплитской фаланги метательный бой отошел на второй план, гоплит стал сражаться одним копьём, а когда оно ломалось — брался за меч. На вазах гоплитские копья обычно изображались укороченными. По археологическим находкам можно высчитать длину древка, которое колебалось от 2,2 до 2,7 м. Для древка использовались различные породы древесины: ясень, ива, тополь, кизил.
Хитон
Греки одевали под панцирь хитон, который представлял собой широкую рубашку без рукавов с вырезом для головы и рук. Хитон изготавливался из двух прямоугольных кусков ткани, которые сшивались по бокам и на плечах, так что оставалось только место, чтобы просунуть голову и руки. На плечах широкие края хитона закрывали верхнюю часть рук, создавая впечатление ложных рукавов. Для большей свободы движений шов на правом плече иногда распускали.
Хитон, как правило, подпоясывался, иногда с напуском. Длина подола зависела от возраста и социального статуса. Воины обычно носили короткий хитон, достигавший середины бедер. Ткань могла окрашиваться в яркие цвета и украшаться узорной вышивкой.
Шаг 2
Теперь мы наметим фигуру греческого воина, т.е. добавим объем скелету. Обратите внимание, что мы делаем это в направлении сверху вниз. Не забудьте набросать пару линий на лице — вертикальная будет обозначать симметрию лица, а горизонтальная мы будем ориентиром для глаз.
Затем мы рисуем шею в форме цилиндра. Ниже шеи мы делаем набросок туловища, которое сужается к талии. Затем нарисуйте руки, которые также выглядят как удлиненные цилиндры, и колени, которые выглядят как круги. В конце этого шага нарисуйте схематичные контуры кулаков.
Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит
В VIII веке до н.э. в Греции начался длительный период подъёма, сопровождавшийся появлением ряда крупных городских центров, развитием городского ремесла и сельского хозяйства. Социальной структурой общества в это время становится гражданская община-полис. Он представлял собой союз взрослых мужчин, земледельцев и воинов, населявших небольшие долины, на которые горными грядами была расколота страна. Политическая и военная организация полиса совпадали: гражданин был одновременно земледельцем и воином, обязанным защищать свою родину с оружием в руках.
Основой военной организации греков в это время являлась фаланга, которая представляла собой плотный пехотный строй тяжеловооруженных воинов, объединённых друг с другом общностью происхождения, родственных и соседских связей. Её эффективность на поле боя в большей степени определялась совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом отдельных воинов. Мужество и военная доблесть заключались в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю со своими боевыми товарищами. Победа в этих условиях также обезличивалась, становясь атрибутом всех воинов, что содействовало укреплению между ними отношений равенства и демократической политической организации.
Снаряжение сражавшихся в рядах фаланги воинов зависело от их социального происхождения. Богатые граждане служили в коннице, средний класс – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки – в легковооруженной пехоте. Стандартное снаряжение тяжеловооруженного пехотинца, или гоплита, состояло из щита, шлема, доспеха, поножей, пары копий и меча. В новом интерактивном спецпроекте Warspot рассказывает об оружии и снаряжение греческих гоплитов VII – VI веков до н.э.
Вооружение и части снаряжения гоплита обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.
Панцирь
Появление двустворчатой кирасы в Греции относится еще к Бронзовому веку. Широкое распространение она получила в VIII – VI веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости по-настоящему массовым типом доспеха панцирь не стал, поскольку испытывал сильную конкуренцию со стороны льняных доспехов. По современным представлениям, такой панцирь носили лишь 10 процентов воинов, сражавшихся преимущественно в первых рядах фаланги. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг.
Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.
Поверхность доспеха полировалась и начищалась до зеркального блеска. Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. При ношении такой доспех несколько сковывал движения. В то же время он был достаточно легок, обеспечивал защиту от метательного оружия и надежно защищал тело воина в рукопашной схватке.
Греческие шлемы VIII – VI веков до н.э. постепенно приобрели закрытую форму. Их характерными элементами являлись глубокий назатыльник, широкие нащечники, а также наносник, составлявшие единое целое с куполом. Такой шлем почти полностью закрывал голову, скулы и лицо воина, оставляя лишь глазные прорези и широкую щель для дыхания. В бою шлем обеспечивал своему владельцу надежную защиту от самых различных ударов. Большое количество археологических находок шлемов и изображений на вазописи свидетельствует о широком их распространении среди воинов.
Самые ранние модели шлемов изготавливались из двух или более половин, сваривавшихся друг с другом вдоль линии гребня. Постепенно мастера-оружейники научились создавать гораздо более надежные цельнокованные шлемы, приобретавшие со временем все более сложную и изящную форму. Толщина бронзы в разных частях шлема могла колебаться от 1,5 до 3 мм, его масса составляла 5 кг.
На голове шлем носили с мягким подшлемником, для крепления которого по всему периметру вдоль края проделывалась серия близко расположенных отверстий. На более поздних находках подобных отверстий нет: возможно, подшлемник мог просто приклеиваться к внутренней поверхности шлема.
Из-за плохой вентиляции и слышимости перед боем шлем носили высоко на макушке головы, опуская его на лицо лишь непосредственно перед атакой.
Гребень
Украшением шлема служил высокий гребень, изготавливавшийся из конского волоса. Гребень визуально увеличивал рост воина, придавая ему грозный, устрашающий вид. Для крепления гребня использовался съемный держатель, который, скорее всего, делался из дерева. Его вид известен по вазописи, рельефам и скульптурным изображениям. К поверхности шлема гребень крепился посредством системы петель и прорезей, которая в большинстве случаев оказалась утраченной.
Важнейшим элементом защитного снаряжения гоплита был щит, который имел круглую, слегка выпуклую форму и диаметр 0,8 – 1 м. Такой щит надежно прикрывал корпус воина от подбородка до колена, а также пространство слева от него, где мог располагаться легковооруженный напарник. Внутри полости щита находились две рукояти. В центральную рукоять – порпакс – просовывалась рука до локтя, у обода щита находилась другая рукоять, – антилабе, – которую он держал кистью. Таким образом, вес щита равномерно распределялся по левой руке и плечу.
Изготавливали щит из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи его обтягивали бычьей кожей, а также иногда покрывали листовой бронзой. Чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне, а также обод. Декор щита мог быть очень роскошным и включал иногда целые композиции фигур, выполненных из металла, слоновой кости и эмали.
Вес современной реконструкции щита колеблется от 7 до 10 кг. Дома и в походе щит хранился в кожаном чехле, в котором он мог носиться за спиной на погонном ремне.
Поножи
В VII веке до н.э. поножи были короткими и не закрывали колена. Они имели простую форму и крепились к ноге посредством пары ремней. В VI веке до н.э. эта деталь доспеха достигла полной длины от колена до подъема стопы. В это время им также стали придавать анатомическую форму, позволявшую поножам более плотно сидеть на ноге. Лишь сзади оставалась узкая щель, необходимая для их надевания.
Чтобы плотно закрепить доспех на ноге, его обвязывали двумя ремнями, один из которых проходил под коленным выступом, другой в области щиколоток.
Развитие формы греческих мечей VII–VI веков до н.э. следовало за прототипами эпохи Бронзового века. Меч этого времени имел прямой обоюдоострый клинок листовидной формы. Его длина не превышала 60 см, в нижней трети лезвие слегка расширялось. Клинок имел ромбовидное сечение и короткое острие. Рукоять состояла из пары деревянных плашек, заклепками крепившихся к рамочной основе. В наиболее роскошных экземплярах она изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Перекрестье у меча отсутствовало.
Меч являлся преимущественно колющим оружием, его острием противника старались поразить в лицо, горло или верхнюю часть груди. Такая техника фехтования была предпочтительнее по совершенно прозаичной причине. Из-за несовершенства металлургии мастера часто перекаливали клинок, который становился от этого хрупким. При сильном ударе меч мог просто переломиться пополам.
Меч носили в деревянных, обтянутых кожей ножнах, с костяной бутеролью (нижней частью) и массивным окончанием. Ножны подвешивались к перевязи и носились высоко под мышкой на левом боку.
Копьё
Вазопись VII–VI веков до н.э. изображала воинов вооруженными двумя копьями, одно из которых они метали, а второе использовали в рукопашной схватке. С распространением гоплитской фаланги метательный бой отошел на второй план, гоплит стал сражаться одним копьём, а когда оно ломалось — брался за меч. На вазах гоплитские копья обычно изображались укороченными. По археологическим находкам можно высчитать длину древка, которое колебалось от 2,2 до 2,7 м. Для древка использовались различные породы древесины: ясень, ива, тополь, кизил.
Хитон
Греки одевали под панцирь хитон, который представлял собой широкую рубашку без рукавов с вырезом для головы и рук. Хитон изготавливался из двух прямоугольных кусков ткани, которые сшивались по бокам и на плечах, так что оставалось только место, чтобы просунуть голову и руки. На плечах широкие края хитона закрывали верхнюю часть рук, создавая впечатление ложных рукавов. Для большей свободы движений шов на правом плече иногда распускали.
Хитон, как правило, подпоясывался, иногда с напуском. Длина подола зависела от возраста и социального статуса. Воины обычно носили короткий хитон, достигавший середины бедер. Ткань могла окрашиваться в яркие цвета и украшаться узорной вышивкой.
2 причины, почему гоплиты Эллады сменили закрытый шлем на открытый
Мы привыкли представлять себе греческого воина-гоплита вполне определенно: большой бронзовый круглый щит, средней длины пехотное копье, панцирь-торакс. А главное — шлем. Острохарактерный, легко узнаваемый шлем коринфского типа. Он же — дорийский:
В подобных шлемах воевала вся Эллада примерно с VII по V века до нашей эры. Самые ранние образцы восходят к VIII веку, итого вся история «коринфянина» — порядка 300 лет. Общепринятое название, кстати, восходит к городу Коринфу, близкому соседу Спарты, который был основным центром производства этих шлемов.
Строение
Коринфский или дорийский шлем — полузакрытого либо полностью закрытого типа. Он имеет средних размеров вырезы для глаз и развитый наносник, закрывающий переносицу полностью. Большинство подтипов (вдаваться в детали классификации сейчас не будем) этих шлемов оснащены вертикальной прорезью для дыхания, образованной двумя лицевыми пластинами. Хотя есть закрытые представители класса — вот, например:
Это не деталь скафандра рептилоида-захватчика с планеты Нибиру, это всего-навсего апуло-коринфский тип шлема. Такие были в ходу в VI-V веке в Апулии (Южная Италия). Там тогда было несколько греческих городов-колоний.
И не антенны на макушке у него, а крепления под султаны!))
Говоря кратко: классический шлем гоплита закрывает почти всю голову, включая подбородок. Единственное уязвимое место — дыхательная прорезь. Ширина вертикальной щели для дыхания может составлять от 5 мм до 3-4 см — в зависимости от пожеланий владельца шлема. Чем уже щель, тем меньше шансов словить копьем в зубы.
У апуло-коринфского шлема вообще прорези нет, как и какой-нибудь другой дыхательной перфорации. Но в походе такие шлема сдвигались на затылок, так что воин мог дышать, а в бою. В бою возможностью дышать свежим воздухом гоплит жертвовал в пользу защищенности. Ибо просунуть острие копья в вертикальную прорезь стандартного «коринфянина» вполне возможно. Хотя и сложно.
Шлемы этих двух типов (у каждого есть отдельные плюсы и минусы, для нас сейчас несущественные) почти идеально подходят для копейного боя фалангой. Они очень неплохо защищают голову от удара копьем. Но чу!
В V веке до нашей эры (греко-персидская война, бои за Пелопоннес между Афинами и Спартой) коринфский шлем внезапно. Начинает сдавать позиции. Ему на смену приходит халкидский, а также его подвид — аттический.
Парадокс в том, что это — открытые шлема!
Халкидский шлем
Он появился в конце VI века до нашей эры в Южной Италии и на Сицилии, в городах-колониях, основанных греками из Халкиса (городишко близ Афин). Как отмечает известный исследователь военной истории Античности Питер Коннолли, в самой Греции халкидских шлемов было найдено очень мало, зато там развился аттический шлем — очень похожий на халкидский, но без наносника.
В течение V века и воины из греческих колоний, в том числе гоплиты, и воины городов исторической, континентальной Греции — Спарты, Афин, Коринфа и других — начинают отказываться от закрытого, хорошо защищающего старого шлема в пользу нового, гораздо более легкого, открывающего лицо почти полностью. У аттического шлема не всегда есть даже наносник, он оснащен лишь небольшим назатыльником и нащечниками (иногда отлитыми заодно с куполом, иногда — на петлях).
Но даже эти нащечники обеспечивают заметно более худшую защиту, чем литые полосы бронзы, прикрывавшие нижнюю часть головы у коринфского шлема. Как? Почему?
Наступает эпоха завоеваний Александра Македонского. На головах его сариссофоров — либо аттические, как выше, либо фригийские шлемы, у которых опять-таки полностью открыто лицо!
Также входят в моду совсем простые шлемы — пилосы. В пилосе на иллюстрации ниже щеголяет центральный фалангит.
Что, правила копейного боя изменились, что ли, и в столкновении двух фаланг схлопотать острием в зубы уже не так реально?
Нет, конечно. Причины здесь в другом.
Первая причина
Это — экономика. Период после окончания Пелопоннесской войны, отчасти соответствующий завоевательным походам Александра, называют иногда «эпохой наемников». Греческие и македонские армии, прежде довольно маленькие (та же Спарта никогда не могла выставить больше 9 тысяч гоплитов) резко увеличиваются в численности. Греческое Средиземноморье кишит наемниками всех мастей — с Балкан, с Родоса, с Апеннин, с Балеарских островов, из колоний Анатолии.
Им всем нужны шлема. А коринфский шлем, при всех своих достоинствах, имеет существенный недостаток: он очень сложен и дорог в производстве. Его форма близка к анатомической, шлем необходимо после отливки подгонять под форму головы владельца, поэтому для вооружения действительно крупных армий он не подходит. Как всегда это и бывает, необходимость массовой штамповки губит ручную работу на корню. Рядовые греческие и македонские солдаты переходят на более простые аттические шлемы, или на совсем простые пилосы. Да, они защищают в копейной стычке гораздо хуже. Но они и намного дешевле!
Примечание: был в ходу еще и фригийский шлем, довольно сложной конструкции — в частности, многие сохранившиеся образцы имеют нащечники, отлитые в виде бороды и усов.
Но они все равно обеспечивают слишком слабую защиту от копья в лицо. Во-первых, верхняя часть лица у «фригийца» открыта полностью, во-вторых, фигурные бронзовые нащечники со слабым креплением к ободу шлема при сильном ударе легко ломаются. В них ничего нет от монолитной прочности архаичного «дорийца».
Такие шлемы были в ту эпоху скорее признаком статуса, т.к. стоили много дороже пилосов.
Вторая причина
Это — изменение условий войны.
Дело в том, что греки до войны с персами практически не имели никакого другого рода войск, кроме тяжелой пехоты — гоплитов. Конников использовали только в качестве гонцов. Лучники и дротикометатели (пельтасты) почти отсутствовали. Они массово появятся в армиях полисов только во время Пелопонесской войны (431 — 404 год до нашей эры) — и в ряде сражений докажут, что способны самостоятельно справляться даже с самыми крутыми тогдашними «танками» — гоплитами Спарты!
Понимаете, что изменилось? Изменилась потребность в секторе обзора !
Архаичному гоплиту смотреть в бою по сторонам не требовалось. Цель — боец из вражеской фаланги — находилась только впереди. Потому обзор у коринфского шлема сужен в пользу увеличения площади защиты.
Но! Как только на поле боя появились пельтасты и лучники, имевшие обыкновение заходить фаланге в правый, неприкрытый щитами фланг, или расстреливать ее с тыла, у гоплита резко возросла необходимость в боковом зрении. Пельтастов, паразитов, надо постоянно держать в поле зрения, постоянно закрываться от них щитом, особенно если фаланга уже разбита. Нужно видеть, что происходит у тебя сбоку!
С конницей — то же самое. Конники, которых появилось довольно много уже в середине афино-спартанского конфликта, никогда не атаковали «лес копий» в лоб — они налетали с фланга и тыла. Опять-таки гоплиту требовался хороший обзор, чтобы вовремя их замечать. А то выскочат из какого-нибудь распадка внезапно, врубятся в правый фланг — и понесут потом пехоту домой на собственных щитах.
Именно поэтому шлемы, во-первых, становятся открытыми, а во-вторых — более высокими и «обтекаемыми». Показанный выше фригийский шлем плохо защищает от укола копьем в лицо — зато весьма качественно от рубящего удара махайрой сверху вниз, с высоты лошади.
Кстати, позднее, в Средневековье, пикинеры швейцарцев и ландскнехтов тоже будут предпочитать высокий морион или кабассет с хорошим обзором — шлему с забралом любого типа.
Какие шлемы на самом деле носили легендарные 300 спартанцев — читайте здесь .
Беотийский тип (Boeotian)
Беотийский шлем — кавалерийский шлем открытого типа, прославленный в эпоху Александра Македонского.
Появился вероятно в Беотии в V в. до н. э., потом его переняли в Фессалии. По форме напоминает древнегреческую крестьянскую шляпу с широкими полями для защиты от солнца. Древнегреческий автор Ксенофонт рекомендовал такой шлем для всадников наряду с изогнутым мечом типа кописа. Его взяли на вооружение македонские гетайры, и носили правители эллинистических государств Азии в III в. до н. э.
Имеет широкие поля, которые предохраняют от удара мечом сверху и прикрывают шею. Комфортен для длительного ношения в жарком климате, не ограничивает обзора.
Шаг 6
Хорошо, теперь добавьте детали к голове и шлему. Гребень должен быть вытянут от основания до кончиков (наши постоянные читатели знают, что человеческие волосы нарисованы по тому же принципу). Нарисуйте тень, которая падает от шлема в области глаз. Напоследок нарисуйте сам шлем, не забывайте про края ушных вкладышей. Нарисуйте нос, ухо и бороду. Как видите, в отличие от шлема рыцаря, шлем греческого воина наполовину открыт.
Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит
В VIII веке до н.э. в Греции начался длительный период подъёма, сопровождавшийся появлением ряда крупных городских центров, развитием городского ремесла и сельского хозяйства. Социальной структурой общества в это время становится гражданская община-полис. Он представлял собой союз взрослых мужчин, земледельцев и воинов, населявших небольшие долины, на которые горными грядами была расколота страна. Политическая и военная организация полиса совпадали: гражданин был одновременно земледельцем и воином, обязанным защищать свою родину с оружием в руках.
Основой военной организации греков в это время являлась фаланга, которая представляла собой плотный пехотный строй тяжеловооруженных воинов, объединённых друг с другом общностью происхождения, родственных и соседских связей. Её эффективность на поле боя в большей степени определялась совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом отдельных воинов. Мужество и военная доблесть заключались в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю со своими боевыми товарищами. Победа в этих условиях также обезличивалась, становясь атрибутом всех воинов, что содействовало укреплению между ними отношений равенства и демократической политической организации.
Снаряжение сражавшихся в рядах фаланги воинов зависело от их социального происхождения. Богатые граждане служили в коннице, средний класс – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки – в легковооруженной пехоте. Стандартное снаряжение тяжеловооруженного пехотинца, или гоплита, состояло из щита, шлема, доспеха, поножей, пары копий и меча. В новом интерактивном спецпроекте Warspot рассказывает об оружии и снаряжение греческих гоплитов VII – VI веков до н.э.
Вооружение и части снаряжения гоплита обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.
Панцирь
Появление двустворчатой кирасы в Греции относится еще к Бронзовому веку. Широкое распространение она получила в VIII – VI веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости по-настоящему массовым типом доспеха панцирь не стал, поскольку испытывал сильную конкуренцию со стороны льняных доспехов. По современным представлениям, такой панцирь носили лишь 10 процентов воинов, сражавшихся преимущественно в первых рядах фаланги. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг.
Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.
Поверхность доспеха полировалась и начищалась до зеркального блеска. Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. При ношении такой доспех несколько сковывал движения. В то же время он был достаточно легок, обеспечивал защиту от метательного оружия и надежно защищал тело воина в рукопашной схватке.
Греческие шлемы VIII – VI веков до н.э. постепенно приобрели закрытую форму. Их характерными элементами являлись глубокий назатыльник, широкие нащечники, а также наносник, составлявшие единое целое с куполом. Такой шлем почти полностью закрывал голову, скулы и лицо воина, оставляя лишь глазные прорези и широкую щель для дыхания. В бою шлем обеспечивал своему владельцу надежную защиту от самых различных ударов. Большое количество археологических находок шлемов и изображений на вазописи свидетельствует о широком их распространении среди воинов.
Самые ранние модели шлемов изготавливались из двух или более половин, сваривавшихся друг с другом вдоль линии гребня. Постепенно мастера-оружейники научились создавать гораздо более надежные цельнокованные шлемы, приобретавшие со временем все более сложную и изящную форму. Толщина бронзы в разных частях шлема могла колебаться от 1,5 до 3 мм, его масса составляла 5 кг.
На голове шлем носили с мягким подшлемником, для крепления которого по всему периметру вдоль края проделывалась серия близко расположенных отверстий. На более поздних находках подобных отверстий нет: возможно, подшлемник мог просто приклеиваться к внутренней поверхности шлема.
Из-за плохой вентиляции и слышимости перед боем шлем носили высоко на макушке головы, опуская его на лицо лишь непосредственно перед атакой.
Гребень
Украшением шлема служил высокий гребень, изготавливавшийся из конского волоса. Гребень визуально увеличивал рост воина, придавая ему грозный, устрашающий вид. Для крепления гребня использовался съемный держатель, который, скорее всего, делался из дерева. Его вид известен по вазописи, рельефам и скульптурным изображениям. К поверхности шлема гребень крепился посредством системы петель и прорезей, которая в большинстве случаев оказалась утраченной.
Важнейшим элементом защитного снаряжения гоплита был щит, который имел круглую, слегка выпуклую форму и диаметр 0,8 – 1 м. Такой щит надежно прикрывал корпус воина от подбородка до колена, а также пространство слева от него, где мог располагаться легковооруженный напарник. Внутри полости щита находились две рукояти. В центральную рукоять – порпакс – просовывалась рука до локтя, у обода щита находилась другая рукоять, – антилабе, – которую он держал кистью. Таким образом, вес щита равномерно распределялся по левой руке и плечу.
Изготавливали щит из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи его обтягивали бычьей кожей, а также иногда покрывали листовой бронзой. Чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне, а также обод. Декор щита мог быть очень роскошным и включал иногда целые композиции фигур, выполненных из металла, слоновой кости и эмали.
Вес современной реконструкции щита колеблется от 7 до 10 кг. Дома и в походе щит хранился в кожаном чехле, в котором он мог носиться за спиной на погонном ремне.
Поножи
В VII веке до н.э. поножи были короткими и не закрывали колена. Они имели простую форму и крепились к ноге посредством пары ремней. В VI веке до н.э. эта деталь доспеха достигла полной длины от колена до подъема стопы. В это время им также стали придавать анатомическую форму, позволявшую поножам более плотно сидеть на ноге. Лишь сзади оставалась узкая щель, необходимая для их надевания.
Чтобы плотно закрепить доспех на ноге, его обвязывали двумя ремнями, один из которых проходил под коленным выступом, другой в области щиколоток.
Развитие формы греческих мечей VII–VI веков до н.э. следовало за прототипами эпохи Бронзового века. Меч этого времени имел прямой обоюдоострый клинок листовидной формы. Его длина не превышала 60 см, в нижней трети лезвие слегка расширялось. Клинок имел ромбовидное сечение и короткое острие. Рукоять состояла из пары деревянных плашек, заклепками крепившихся к рамочной основе. В наиболее роскошных экземплярах она изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Перекрестье у меча отсутствовало.
Меч являлся преимущественно колющим оружием, его острием противника старались поразить в лицо, горло или верхнюю часть груди. Такая техника фехтования была предпочтительнее по совершенно прозаичной причине. Из-за несовершенства металлургии мастера часто перекаливали клинок, который становился от этого хрупким. При сильном ударе меч мог просто переломиться пополам.
Меч носили в деревянных, обтянутых кожей ножнах, с костяной бутеролью (нижней частью) и массивным окончанием. Ножны подвешивались к перевязи и носились высоко под мышкой на левом боку.
Копьё
Вазопись VII–VI веков до н.э. изображала воинов вооруженными двумя копьями, одно из которых они метали, а второе использовали в рукопашной схватке. С распространением гоплитской фаланги метательный бой отошел на второй план, гоплит стал сражаться одним копьём, а когда оно ломалось — брался за меч. На вазах гоплитские копья обычно изображались укороченными. По археологическим находкам можно высчитать длину древка, которое колебалось от 2,2 до 2,7 м. Для древка использовались различные породы древесины: ясень, ива, тополь, кизил.
Хитон
Греки одевали под панцирь хитон, который представлял собой широкую рубашку без рукавов с вырезом для головы и рук. Хитон изготавливался из двух прямоугольных кусков ткани, которые сшивались по бокам и на плечах, так что оставалось только место, чтобы просунуть голову и руки. На плечах широкие края хитона закрывали верхнюю часть рук, создавая впечатление ложных рукавов. Для большей свободы движений шов на правом плече иногда распускали.
Хитон, как правило, подпоясывался, иногда с напуском. Длина подола зависела от возраста и социального статуса. Воины обычно носили короткий хитон, достигавший середины бедер. Ткань могла окрашиваться в яркие цвета и украшаться узорной вышивкой.
Фракийский тип (Thracian)
Фракийский шлем имеет вытянутый вверх кумпол. Наносник отсутствует, плоские нащечники имеют фигурные очертания или отсутствуют. Характерный металлический гребень, наложенный поверх сферы.
Во II в. до н. э., ко времени римского завоевания Древней Греции, фракийский шлем стал самым распространенным в греческих армиях. Гребень становится совсем небольшим по высоте, зато появляется козырек. Был сделан выбор в пользу удобства, хороший обзор и маневренность защищали лучше сплошной брони, особенно от тяжелых мечей и железных пик. В таких шлемах в римское время сражались гладиаторы из фракийцев, что дало название шлему.
Переход на железные доспехи заставил отказаться от универсальных фракийских шлемов.