Строительство землянки своими руками: общая схема
Строительство землянки своими руками: общая схема
Землянка – самый древний вид жилья, построенный человеком. Большая ее часть находится в земле. По сути это яма, выкопанная с соблюдением пропорций, размеров и крыша. Такой вид жилья идеально подходит охотникам и рыболовам, чей промысел носит сезонный характер. Землянка прекрасна для кратковременного проживания в лесу. В наше время вопрос как сделать землянку не потерял своей актуальности.
Ее строительство экономически выгоднее, чем возведение пусть небольшого, но дома. Она не привлекает внимания, легко маскируется. Это позволяет избежать визита непрошеных гостей в отсутствие хозяина. Владельцам загородных домов такое сооружение послужит временным убежищем на время ремонта или достройки основного дома. Технология строительства землянки подходит для возведения овощного погреба.
Что такое баня-землянка
Для современных построек это несколько необычное сооружение, но это если не брать во внимание, что землянки часто использовались в прошлом как временное жилище, место, где хранились припасы и конечно проводились банные процедуры. Разница заключалась лишь в том, что для предков землянка была столь же привычной постройкой как для современного человека гараж или садовый домик. Баня-землянка, как и обычная баня из сруба или каркасной постройки имеет все необходимые помещения – парную, предбанник и моечную. Отличие лишь в том, что она находится в земле, по самую крышу, а иногда и более.
Горные выработки [ править ]
Каменоломня [ править ]
В каменоломне добывают мягкий камень наподобие мрамора и гипса. Это самая простая из истинно подземных выработок: иди себе, копай, камень достаточно мягкий, чтобы подаваться кирке, и достаточно твёрдый, чтобы не бояться обвалов. Когда необходимость в каменоломне исчезает, она может превратиться в катакомбы.
Средневековый подземный рудник [ править ]
Рудники известны с каменного века. Но реально искусство рудников развилось в позднее средневековье: потребовалось идти за новыми рудами, да и в Англии случился первый в мире крупный энергетический кризис (повырубали весь лес).
Современная шахта [ править ]
Обычно имеет несколько горизонтов (горизонтальных подземных тоннелей квадратного сечения). Между ними — метров двадцать камня. Сбоку на полу есть канавки для отвода воды. Через каждые 20 метров на стене — цифра, отметка маркшейдера, по ним можно понять, как далеко ты от входа. Не стукнись головой, потолок невысокий. Без каски не пускают и запрещают крик, чтобы не вызвать обвал. Мраморная выработка выглядит как огромный зал со здоровенными колоннами породы. Их оставляют поддерживать свод, выбирая камень вокруг. Автор этих строк прикидывает высоту потолка в сто где-то метров.
Поиск места для установки землянки
Любая строительная требует серьезного подхода от начала и до конца. Так, задумав строительство землянки своими руками, прежде всего необходимо определиться с идеальным местом для ее расположения. Такое своеобразное жилище не потерпит необдуманности и халатности. Следуйте простым правилам:
- Лучшее место — возвышенность, это обезопасит жилище от подвозных вод и талой воды.
- Обратите внимание на грунт выбранного холма — он должен быть мягким, рассыпчатым, без камней и корней.
- Расположение двери должно быть с подветренной стороны для сохранения тепла.
- Крыша землянки — односкатная, под углом наклона холма, это позволит избежать подтоплений от талого снега.
- Избегайте болотистых и открытых мест.
- Лучшее расположение — неприметное место, однако и не вдали от воды и запасов еды.
- Если постройка необходима для выживания, то выбор местности должен учитывать возможность подавать сигнал бедствия.
В зоне боевых действий
Землянки сооружаются в полевых условиях личным составом вооружённых сил и предназначена для отдыха в тыловых районах, там, где нет или разрушены иные пригодные для жилья помещения. Их оборудуют в том случае, когда войска располагаются на одном месте на продолжительное время. В землянках в тыловых районах также могут размещаться различные хозяйственные службы, склады, штабы, медицинские пункты, госпитали, прачечные, бани, мастерские. Современные землянки предусматривают лежанки, столы, обогревательные печи [2] .
Одним из вариантом для окон — использование ящиков из под боеприпасов, откидывающаяся крышка которых применялась, как удобные ставни. Во внутреннюю часть ящика вставлялось стекло или вкладная рамка обёрнутая полиэтиленом или промасленной бумагой.
При расположении вблизи противника применяют такие типы землянок, которые по сравнению с обычными землянками обладают более прочными защитными покрытиями от средств поражения, легче маскируются. Такие землянки носят название укрытий и отличаются от обычных землянок большим заглублением в землю (от 2 до 2,5 м) и применением горизонтального покрытия.
Вблизи противника землянки могут являться развитием перекрытой щели.
Дополнительные хитрости
Правильная построенная землянка, позволяет ходить в ней, не сгибаясь, но при постройке примитивной конструкции, не может предложить каких либо удобств. Можно сделать лучше условия проживания, если покрыть пол плотно подогнанными бревнышками или досками. Так же можно отделать и стенки постройки, станет лучше теплоизоляция, и внутри землянка будет выглядеть привлекательней. Если планируется зимовать в землянке, необходимо стены заделать глиной и покрыть дерном, будет теплее, если устроить у входа тамбур.
Разметка и земляные работы
Перед началом работ на местности наносится разметка. Отмечаются границы внешнего периметра на грунте, углы будущей землянки помечают вбитыми кольями, а между ними натягивают бечевку.
Землянка своими руками требует выдержки. Следует морально подготовиться к земляным работам. Чтобы будущее помещение было комфортным для временного проживания в нем, его глубину делают 170-180 см. Такой вариант позволяет положить крышу с наибольшим углом, позволяя утеплить ее дерном и обеспечить более надежную маскировку.
Пласты дерна аккуратно снимаются и укладываются в стороне, позднее их используют для обкладки крыши. Землю из ямы желательно относить на расстояние 50-100 см от края. При возведении крыши земля вблизи будет сильно мешать работе. Землянка в лесу может быть вырыта экскаватором, но заключительные работы по выравниванию и укреплению стен проводят собственноручно с помощью лопаты.
Точность размеров проверяют рулеткой, длина по диагоналям должна быть одинакова. Стены делают с небольшим отрицательным углом для облегчения работ по возведению, утеплению и укреплению стен. На месте будущей двери (окна) делается пологий спуск. На полу копают дренажные канавки с небольшим уклоном и отводом за периметр землянки. В канавку кладут хворост, он препятствует размыванию краев. Такой ход позволяет сделать землянку сухой, защитить от излишней влаги весеннего паводка.
В чем преимущества и недостатки землянки
Однозначно к положительным сторонам стоит отнести хорошую теплоизоляцию – земля отлично сохраняет тепло. Земляной покров не подвержен такой болезни резкие колебания температуры, тепло сохраняется дольше, а значит и расход энергоносителей меньше. Звукоизоляция в землянке намного лучше, чем в обычной постройке, на время здесь действительно можно забыть о времени.
В практическом плане землянка лучше, чем обычная постройка – для нее не требуется фундамента, при возведении можно использовать местные материалы. В качестве временной постройки на 3-4 месяца это самый выгодный проект.
Правда, нужно помнить и о минусах – для длительного использования нужна надежная гидроизоляция и продуманная система отвода использованной воды и природных осадков.
Подземные сооружения [ править ]
Тоннель [ править ]
Метро [ править ]
Начнём с важного градостроительного вопроса: нужно ли метро? Есть ли такие пассажиропотоки, что не поможет легкорельсовый транспорт — что угодно без сложных железнодорожных правил движения, как бы его ни называли: «трамвай», «монорельс», «метротрам»? Метро с интервалом 10 минут в час пик никому не нужно. В современной (2019) России споры идут вокруг Челябинска. А в СССР — «бичёвские» районы Киева Борщаговка и Троещина обслуживались (и сейчас обслуживаются) трамваями. Из трамвая на Борщаговку в 2010-е пытаются сделать второе метро, дело осложняется принятыми в разное время компромиссами и отсутствием хороших пересадочных хабов.
Итак, метро нужно. Есть четыре способа сделать его: наземный, открытый, полуоткрытый и закрытый.
Наземное метро делают нечасто: не хочется делить город на куски. Обычно если есть подходящая складка рельефа (часть метро Вены — река Вена и Дунайский канал, киевский «Днепр» — днепровская круча), или в новой застройке, когда сразу же закладывается много-много мостов (левобережная часть киевской Святошинско-Броварской линии). Любят наземное метро в Юго-Восточной Азии: там города контрастов, и всегда найдутся районы, которые можно снести и перестроить. Существует также метро на эстакадах, но оно дорогое, шумит и вмешивается в пейзаж — потому применяется как крайняя мера. Наземным и эстакадным чаще делают легкорельсовый транспорт.
Полностью открытым методом метро строят в безлюдных районах. Оксюморон, конечно — метро и безлюдно — но бывает, если перегон проходит через незастроенный пустырь, или метро делают вместе с застройкой. Так сделаны немалая часть харьковского, киевское от «Оболони» до «Героев Днепра». Открытый тоннель имеет квадратную форму (бетонный лоток с крышкой), поверх такого тоннеля обычно сразу же проектируют дорогу. Открытые станции бывают трёх типов:
- Колонная станция мелкого заложения — плоская крыша, колонны.
- Однопролётная — плоская крыша, без колонн.
- Односводчатая станция мелкого заложения — сводчатая крыша, без колонн.
Полуоткрытым (тоннель копают проходческим комплексом, станции — открытым способом) — метро мелкого заложения в готовой застройке, когда есть подходящая трасса для тоннелей (обычно большая дорога). Все новые станции киевского метро сделаны именно так: Святошинско-Броварская линия начиная от «Берестейской», Оболонско-Теремковская от «Демеевской», Сырецко-Печерская по всему левому берегу. Станции такие же, но тоннель уже круглый. Популярность таких линий возросла за счёт технологии top-down (сверху—вниз), когда сначала строятся наружные стены станции заглублением, укрепляются расстрелами, чтобы не сложились, а потом уже выбирается грунт. Плюс такой технологии — не нужно рыть широкий котлован, можно заглубляться довольно далеко. Минус — нужно больше беспокоиться за гидроизоляцию.
Закрытым (метро глубокого заложения) — в старой застройке, когда невозможно копать тоннели под дорогами, в сложном рельефе, а также если хочется использовать метро как атомное убежище. Так сделаны все центральные станции киевского метро (кроме наземных). И тут есть три способа сделать станцию закрытым путём.
- Пилонная станция — самый простой способ. Копаем параллельно три тоннеля. Затем выкапываем перемычки между ними. Недостаток — станция получается тесная.
- Двусводчатая (первые лондонские, киевская «Арсенальная») — если совсем уж тяжело копать, центральный зал уменьшается до аванзала.
- Колонная станция глубокого заложения — требует особых тоннелепроходческих комплексов, но даёт просторную и достаточно дешёвую станцию. Представляет собой три пересекающихся тоннеля, нагрузки воспринимаются стальными колоннами. Пример — киевская «Золотые ворота». Часть колонн могут дополняться тонкими, но прочными стенами, это называется колонно-стеновая станция.
- Односводчатая станция глубокого заложения — большая редкость, и устроена она примерно так: копают перегонные тоннели, после чего по периметру будущего свода делают выработки и закрепляют в них обделку. Наконец, выкапывают остаток грунта. Большинство таких станций сделано в (тогда ещё) Ленинграде, одна («Тимирязевская») в Москве. На современном этапе от таких станций отказались: они требуют непрерывного строительства, а колонную при нехватке денег можно законсервировать, а потом возобновить.
Эскалаторный ход (или наклонный ход) — это такой же круглый туннель, но наклонённый под углом около 30°.
В метро встречаются станции типа «горизонтальный лифт»: в такой станции нет платформ, а на месте дверей вагонов стоят двери. В бывшем СССР это делали в Ленинграде (как разновидность колонно-стеновых станций) для удешевления строительства, но это не оправдалось: поезду требуется специальный доводчик, ставящий его точно под двери, все эти сложные устройства дороги в эксплуатации, а когда один вид поездов устаревает и надо закупать другой — приходится проектировать поезда по специальному техзаданию. Однако горизонтальные лифты (в виде стеклянных стен или невысоких ворот между платформой и поездом) любят в Юго-Восточной Азии: в тамошнем метро часты давки. В жарких странах бывают трёхобъёмные станции, когда между центральным залом и платформами ставят двери — это служит для удешевления кондиционирования.