49 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дементьев С.В. — Резьба по дереву (2008)

  • Дымковская
    игрушка
  • Капокорешковый
    промысел
  • Кукарское
    кружево
  • Плетение из
    соломки
  • Вятская
    матрешка
  • Гончарство
  • Плетение
    из лозы
  • Плетение
    из соснового корня
  • Ткачество
  • Резьба
    по дереву
  • Инкрустация
    соломкой
  • Вышивальный
    промысел
  • Роспись
    по дереву
  • Бурачный
    промысел
  • Художественная
    обработка металла
  • Плетение
    из бересты
  • Плетение
    из лыка
  • Токарный
    промысел
  • Главная
  • Новости
  • История народных промыслов
  • Каталог НХП
  • Предприятия НХП
  • Народные мастера
  • Учебные заведения сферы НХП
  • Государственная поддержка НХП
  • Художественно — экспертный совет
  • Конкурсы, выставки, фестивали
  • Центр НХП
  • Музеи Кировской области
  • НХП в муниципальных образованиях Кировской области
  • Контактная информация
  • Портал малого и среднего бизнеса
  • Правительство Кировской области
  • Информационный портал «Туризм и отдых на Вятке»
  • Вятская торгово-промышленная палата
  • Ассоциация народных художественных промыслов России
  • Портал поддержки экспорта
  • Народные художественные промыслы Нижегородской области
  • Ремесленная палата Ульяновской области
  • Ремесленная палата Республики Коми
  • Жостовская фабрика декоративной росписи
  • ЗАО «Хохломская роспись»
  • ЗАО Великоустюгский завод «Северная чернь»
  • Павлопосадская платочная мануфактура
  • Информационный портал «Культурная среда»

Отдельно хотелось бы обратить внимание, к статье прикрепляем книги по истории русского зодчества и резьбе по дереву, доступные для удобного скачивания.

  • Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.1 — Скачать
  • Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf — Скачать
  • Деревянная архитектура русского севера.pdf — Скачать
  • Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu — Скачать
  • Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А. .pdf — Скачать
  • Русь деревянная. Ополовников 1981.pdf — Скачать
  • Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdf — Скачать
  • Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf — Скачать
  • Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.. — Скачать

Традиционный инструмент для резьбы по дереву

Таковым считается топор и нож. Именно их использовали сотни лет как главные слесарские инструменты. Конечно, при их использовании резьба и конечная работа была достаточно грубой, но это на современный взгляд. Несмотря на это некоторые мастера добивались впечатляющих результатов.

С развитием кузнечного ремесла и появления металлургии появлялись более «тонкие» инструменты, которые позволяли производить филигранные работы. Мастера смогли вырезать мельчайшие детали, что делало их работы более живыми и реалистичными.

Итак, основными инструментами были и есть топор и нож. Со временем появилась стамеска, которая стала так сказать прародителем множества современных инструментов для резьбы. В большинстве случаев это разнокалиберные стамески и резцы. В наборе мастера их могут быть десятки. Они отличаются шириной, длинной, кривизной и формой лезвия. Такой набор позволяет опытному мастеру делать уникальные по сложности и красоте узоры, скульптуры, фрески, и многое другое.

Также стоит отметить появление более современного слесарского инструмента. Это, как правило, электроинструмент и разнообразные насадки к нему. Они позволяют ускорить работы, но для завершения работы все равно требуется рука мастера. Появление специальных слесарских станков так же позволяет ускорить подготовительный процесс перед началом резьбы.

В нашей стране регулярно проходят конкурсы, где демонстрируют свое мастерство резчики по дереву со всей страны, а так же из ближнего и дальнего зарубежья.

Традиционные породы дерева, используемые для резьбы по дереву

Наиболее популярными древесными породами, которые используют для резьбы в нашей стране, относятся в равной степени к хвойным и лиственным древесным породам:

  • Хвойные — лиственница, сосна, кедр, ель, пихта и некоторые другие.
  • Лиственные – Липа, береза, клен, ольха, дуб и многие другие.

Стоит отметить, что примеров старинного резного зодчества до наших времен дошло не много. Причина кроется в том, что дерево не отличается долговечностью, особенно если оно подвергается постоянному разрушающему воздействию солнца, ветра и воды. Современные материалы химической промышленности (лаки, морилки, пропитки) позволяют значительно продлить сроки существования деревянных построек и декоративных резных изделий из дерева.

От чего зависит выбор конкретного вида древесины?

У каждого вида дерева есть свои преимущества и минусы. Мастера резьбы по дереву знают о них. Многие секреты на протяжении веков хранят в тайне — это касается и обработки или подготовке древесины перед резьбой.

Некоторые из секретов, которые следует знать

Липа — это одна из наиболее популярных пород в резьбе. В силу своей мягкости она достаточно просто поддается воздействий. Она так же практически не растрескивается при полном высыхании. Но данные качества не позволяют ее применять для создания мебели. Липа не прочная древесина, она годиться для резки мелких бытовых приборов и деревянных украшений.

Ольха – также просто обрабатывается в процессе резьбы, но при этом значительно прочнее. Ее легко имитировать под такие породы как красное дерево.

Береза — наиболее популярна у резчиков. Легко режется, намного прочнее как липы, так и ольха. Минусом данной породы является высокая поглощаемость атмосферной влаги, в современных условиях березу обрабатывают специальными пропитками, которые предотвращают впитывание влаги. При сильном высыхании работы из березы часто растрескиваются. Применяется для создания деревянных накладных орнаментов и украшений для фасадов домов или мебели.

Осину или тополь используют при резке сувениров, посуды.

Дуб — для него характерна высокая прочность, но он также труднее поддается резьбе. Многие мастера отказываются от работы с данной породой из-за частых сколов.

Из хвойных наиболее популярны тис, сосна, кедр и ель. Ель сучковатая, тис очень плотная порода, кедр при полном высыхании становится хрупким. Все это минусы. Но изделия из данных пород благодаря смолистости древесины дольше и лучше сохраняются во времени. Хвойные породы отличаются красивой текстурой древесины. Изделия из хвойных пород, ценятся гораздо больше чем из лиственных.

Резьба по дереву в России есть и будет частью культуры народов населяющих нашу страну.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная цель целепологания в обучении заключается в овладении одаренными учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности.

В данном материале дана разработка открытого урока на тему «предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход» и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на .

Урок по теме «Нарезание внутренней резьбы вручную» разработан для обучающихся 7 класса на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, адаптированной общео.

Читать еще:  Электрическая машина для прочистки канализации

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. .

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная.

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная.

Люди привыкли называть первоцветами травянистые растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья.

Резьба по дереву

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа – применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, – вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Объемная резьба

Многие вятские храмы сохранили иконостасы – памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII – начала ХVIII веков – иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Читать еще:  Оригинальный полотенцедержатель своими руками (мастер-класс, фото, чертежи)

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других – тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба

Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников – мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова – украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

  • Главная
  • Новости
  • История народных промыслов
  • Каталог НХП
  • Предприятия НХП
  • Народные мастера
  • Учебные заведения сферы НХП
  • Государственная поддержка НХП
  • Художественно — экспертный совет
  • Конкурсы, выставки, фестивали
  • Центр НХП
  • Музеи Кировской области
  • НХП в муниципальных образованиях Кировской области
  • Контактная информация

2009-2012 © Правительство Кировской области,
Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области.
Сайт «Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная цель целепологания в обучении заключается в овладении одаренными учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности.

В данном материале дана разработка открытого урока на тему «предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход» и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на .

Урок по теме «Нарезание внутренней резьбы вручную» разработан для обучающихся 7 класса на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, адаптированной общео.

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. .

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная.

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная.

Люди привыкли называть первоцветами травянистые растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья.

Резьба по дереву

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа – применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Читать еще:  Делаем стильный коврик из веревки своими руками (мастер-класс, фото, пошагово)

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, – вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Объемная резьба

Многие вятские храмы сохранили иконостасы – памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII – начала ХVIII веков – иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других – тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба

Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников – мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова – украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

  • Главная
  • Новости
  • История народных промыслов
  • Каталог НХП
  • Предприятия НХП
  • Народные мастера
  • Учебные заведения сферы НХП
  • Государственная поддержка НХП
  • Художественно — экспертный совет
  • Конкурсы, выставки, фестивали
  • Центр НХП
  • Музеи Кировской области
  • НХП в муниципальных образованиях Кировской области
  • Контактная информация

2009-2012 © Правительство Кировской области,
Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области.
Сайт «Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: