Как сделать крыльцо из бетона своими руками
В первую очередь начнем с того, что каких-то ограничений в плане размеров и формы крылец нет. Они могут быть прямоугольными, полукруглыми, полуовальными, многоугольными, угловыми и так далее. Все, как всегда, зависит от вкусовых предпочтений хозяина дома.
Но так как бетонное крыльцо является по своей сути лестницей, то существуют определенные нормы расположения его ступенек, а также их размеров. Мастера считают, что количество ступенек должно быть нечетным. То есть получается так, что если вы начали свое восхождение с левой ноги, но на верхнюю площадку вы должны ступить именно ею.
При этом глубина ступенек должна быть в пределах 30 см, высота 17-20 см. Это размеры, которые создадут комфортность в перемещении по крыльцу.
Ограждение
Что касается оградительных сооружений, то здесь все будет зависеть от высоты самого крыльца. До 1,5 м ограждения можно и не ставить. Конечно, их можно установить, но в данном случае они будут выполнять чисто декоративные функции.
Кстати, высота перил должна варьироваться в диапазоне от 80 до 100 см. Для среднестатистического человека это оптимальный вариант.
Площадка
В принципе, площадка и определяет форму и размеры крыльца. Как уже было сказано выше, никаких норм в плане формы и размеров нет. Можно даже крыльцо возвести вдоль всего фасада, сделав из него своеобразную веранду. Можно усложнить конструкцию, установив навес, скамейку, столбы, подпирающие навес, и так далее.
Все то же самое касается и отделки. Это может быть деревянное покрытие, каменное, из керамической плитки, резиновое и так далее. Кстати, ремонт бетонного крыльца, а точнее сказать, его сложность и периодичность во многом будут зависеть от материала, из которого была проведена облицовка.
Технология монтажа по шагам
Строительство крыльца состоит из таких этапов:
- составление чертежа со схемой;
- подготовка места и грунта;
- разметка;
- сборка опалубки;
- бетонирование.
1. Подготовка места.
Вне зависимости от выбранной схемы и технологии возведения, сначала следует тщательно подготовить место. Старое крыльцо полностью демонтируется и убирается мусор. Если оно было кирпичным, то кирпич можно оставить поблизости, так как он подойдет в качестве заполнителя. Если же на этом месте росли кустарники или деревья, то все полностью удаляется, причем с корнями. Если это невозможно, то рекомендуется обработать их химическими препаратами. Прорастающие растения могут повредить даже бетон.
Перед тем как делать крыльцо из бетона, нужно рассчитать необходимый объем бетонного раствора. Потребуются вода, песок, щебень и цемент. Замешиваются компоненты в следующих пропорциях – 1:2,2:3,7 (цемент, песок, щебень). Марка цемента – М500. Тогда прочность бетона будет составлять 300 кг/см2. Также готовят арматурные прутья, проволоку для их связки, гидроизоляционный материал, доски, фанеру (листы металла), саморезы, лопату, бетономешалку, строительный уровень, шпатель и битые кирпичи.
2. Как построить фундамент.
Для крыльца из бетонного раствора делается прочное и устойчивое основание. Для этого выкапывается яма глубиной 30-70 см. Глубина зависит от степени промерзания грунта и пучения. Фундамент нужно построить на 20-30 см ниже уровня замерзания. Чем глубже земля промерзает в зимнее время, тем глубже яма. Ширина выкапывается на несколько см шире, чем крыльцо.
На дне ямы необходима подложка, для этого засыпается песок и щебень. Сначала насыпается песок слоем около 10 см и утрамбовывается. После чего засыпается щебень толщиной 5 см. Благодаря такой подушке, фундамент бетонного крыльца будет защищен от грунтовых вод, и она сделает прочнее основание. Вся засыпка должна быть шире минимум на 10 см, чем фундамент будущей постройки.
Опалубку делают так, чтобы она могла выдержать нагрузку от тяжести бетонного раствора. Каркас должен полностью повторять форму будущего крыльца. Для сборки опалубки используются доски, фанера, металлические листы и кирпич. Доски должны быть прочными и не пересушенными, иначе под тяжестью бетона они лопнут, ширина – 200 мм, толщина – 20 мм.
Монтируются боковые стороны, устанавливаются подпорки и доски для каждой ступени. В местах соединения не должно быть щелей, чтобы вода из бетонного раствора не вытекала. Дополнительно укрепить боковые стороны можно с помощью прутьев арматуры, воткнув их в грунт. Внутрь опалубки укладываются арматурные прутья с шагом 20 см. Снаружи каркас примерно на 10 см подсыпается грунтом и утрамбовывается. После этого приступают к бетонированию.
4. Технология заливки бетона.
Для повышения прочности конструкции используются не только арматурные прутья, но и битые камни и кирпич. К тому же они помогают уменьшить расход бетона. Укладывают их под арматуру. Для замешивания лучше всего использовать бетономешалку, так как необходимо большое количество смеси, и ее качество будет выше. Как только раствор готов, его сразу же заливают, так как он быстро схватывается.
Заливать бетон начинают с нижней ступени. Каждую ступень обрабатывают виброустановкой. Она поможет удалить воздух и равномерно распределить бетон по всей площади опалубки. После чего его трамбуют и разглаживают правилом. Ровность поверхности проверятся строительным уровнем. Как только бетон немного застыл, начинают заливать вторую ступень и так дальше поднимаются выше. Опалубку можно демонтировать примерно через неделю.
Навес для крыльца
Козырек над крыльцом нужен обязательно, особенно в непогоду. Он может быть выполнен из:
- Поликабоната. Пластичный, огнестойкий и долговечный материал выдерживает любые происки погоды. Хорошо сочетается с металлом, кирпичом и бетоном, но неуместен в деревянных сооружениях. Чувствителен к УФ-излучению, поэтому требуется специальное покрытие.
- Металлических листов. Бюджетный, надежный вариант. Требуется антикоррозийное покрытие.
- Металлочерепицы. Подходит для крыльца из любого материала, хороша в различном дизайне. Не требуется специальных навыков для ее монтажа.
- Профнастила. Легко устанавливается, не требуется окрашивание, приемлемая стоимость.
После выбора материала, нужно определиться со способом крепежа. Например, в случае массивной конструкции потребуются колонны для крыльца. Для подвесного легкого навеса в подобных опорах не нуждается, достаточно настенной фиксации.
Кроме этого, нужно обратить внимание на форму козырька. Односкатный навес сможет защитить только от вертикального воздействия осадков и будет служить лишь украшением крыльца.
Двускатный вариант защитит от косых струй и порывов ветра. Выполняться может практически из любых материалов. Наконец, трехскатная конструкция считается самой эффективной и надежной, изготавливается на металлическом каркасе.
В условиях современности большое значение придается дизайну интерьеров, но и внешний вид домов не обойден вниманием. Декоративность крыльца должна по стилю сочетаться с фасадом здания. Если у деревянного дома в стиле кантри построить металлическое крыльцо в хай-тек. То общее впечатление будет безнадежно испорчено.
Также в зависимости от дизайна входной группы, можно расположить скамейку, фонари (освещение все равно потребуется), вблизи красиво постричь газон. Главное, чтобы дом, крыльцо и окружающий ландшафт составляли единый ансамбль.